Школа начинающего педагогического работника
ЗНАЧИМОСТЬ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
Главная задача политики нашего государства в области образования - модернизация, включающая глобальные изменения во всех областях педагогической деятельности.
Сильные стороны педагогов с большим стажем заключены в одном все- объемлющем слове - опыт.
К неоспоримым достоинствам молодых педагогов относится, прежде всего, позитивизм и творчество, открытость новому, что является надежным «плацдармом» для внедрения новой образовательной парадигмы.
В деятельности отдельных опытных педагогов, имеющих за плечами большой стаж работы, зачастую присутствуют авторитарный стиль, формальный подход к необходимым изменениям в преподавании; современный социальный заказ осознается с позиций вчерашнего дня, сквозь призму устаревших стереотипов.
Проблемами молодых педагогов являются преобладание теоретических знаний над практическими навыками; неуверенность в своих силах или, на- против, завышенная самооценка, но, пожалуй, самое главное в том, что, имея за плечами опыт обучения, они полны тех же стереотипов, что и их опытные коллеги.
Организация инновационной деятельности педагогического коллектива в современных условиях становится непростой управленческой задачей. Педагоги с большим стажем работы постепенно уходят из техникума. В какой мере станут «носителями новых идей» современные выпускники педагогических вузов? Традиционно система наставничества существует в техникумах. Насколько актуален такой подход в современных условиях? Возникает много вопросов: где преподавателю взять дополнительное время для бесед, занятий, консультаций молодого педагога? Существует ли литература в помощь тандему «молодость - опыт»? Самое главное - важность наставничества мы всегда оцениваем с позиции полезности для молодого специалиста. А в какой мере опытные педагоги заинтересованы в деятельности наставника?
Все эти вопросы, противоречия и проблемы становятся отправной точкой для проектирования современного, эффективного подхода к процессу «вхождения в профессию» молодых учителей. Для оптимизации процесса профессионального совершенствования молодых педагогов необходим комплексный подход, в котором важно все: используемые принципы, продуманные формы занятий, методы и технологии, создание ситуации успеха, своевременная диагностика, повышение уровня мотивации, вхождение в коллектив и многое другое.
С этой целью и была основана «Школа начинающего преподавателя», а организация работы в этой школе будет способствовать созданию ситуации успешности работы молодого специалиста, удовлетворенности профессией и, в конечном итоге, может привести к тому, что инновационная, творческая педагогическая деятельность станет потребностью.