Методический кабинет
Методический кабинет является ведущим звеном в структуре учебного заведения - центром методической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, центром методической работы в техникуме.
Методический кабинет координирует методическую работу, контролирует ее выполнение и подготовку к использованию, организует открытые мероприятия по совершенствованию учебного процесса (открытые уроки, конкурсы, викторины), проводит смотр-конкурс и выставку методических работ преподавателей и т. п.
Организуют работу методического кабинета методисты, под непосредственным руководством заместителя директора по научно – методической работы, и общим руководством директора техникума.
Цель работы методического кабинета – создать условия для формирования творческой деятельности педагогического коллектива, осуществляющего целенаправленную работу по реализации программы развития техникума.
Функции методического кабинета:
№ п/п | Направления | Содержание деятельности |
I. | Информационно-аналитическая деятельность (через публичные выступления, совещания, сайт в Интернете, издательскую деятельность) | Ежегодное пополнение базы данных о количественном и качественном составе педагогических работников; Обработка результатов мониторинга профессиональных и информационных потребностей педагогического персонала (расширение диагностики) Ежегодный анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в соответствии с единой методической темой; Изучение, обобщение и распространение профессионального педагогического опыта; Обработка и анализ результатов конкурсов, предметных олимпиад, проектной и исследовательской деятельности студентов; Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы через научно-методический совет и выставки; Ознакомление педагогических и руководящих работников техникума с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов региона РФ, через посещение этих учебных заведений (по договорённости), проведение внутритехникумовских семинаров |
II. | Организационно-методическая деятельность | Организация проведения процедуры аттестации. Методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации; Прогнозирование, планирование и организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогического персонала; Ежегодно пересматривать сеть методических объединений педагогических работников и организацию их работы (на основе анализа); Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, творческих мастерских; Проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических кадров; Проведение массовых мероприятий: конкурсов, предметных олимпиад, конференций; Организация обмена опытом; Взаимодействие и координация деятельности с социальными партнёрами города и области; Ежегодный пересмотр и пополнение нормативной базы научно-методической службы. |
III. | Консультационная деятельность | Организация консультационной работы для педагогических кадров техникума по всем вопросам учебной, методической, инновационной, экспериментальной деятельности; Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований, технологий; |
IV. | Информатизационная деятельность | Оформление и постоянное обновление методического раздела WEB-сайта; Подготовка компьютерных презентаций к семинарам, педагогическим советам, совещаниям и т.д.; Анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями; Участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников по проблемам информатизации системы образования техникума. |
V | Экспериментально-инновационная деятельность | Мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы, мониторинг качества обученности по предметам учебного плана, расширение данной работы и возможное распространение опыта коллег на педагогический коллектив, регион через семинары, публикации; Организация опытно-экспериментальной работы по созданию электронной версии тематических программ критической оценки (структуры, технологии пакетов документов предметов ИКТ) Методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной среде техникума; Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу; Организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов; Организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования; Проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования (согласно проектов). |
VI | Научно-методическая деятельность | Участие в разработке программы развития техникума; Участие в проведении исследований по образовательной деятельности; Разработки программного и проблемного характера, инструктивно-методические рекомендации, методический комментарий, обзоры по проблемам методической работы...; Обзор научной литературы по различным направлениям образовательной деятельности; Участие в научных конференциях, подготовка докладов для выступлений на различных уровнях. |
VII | Экспертно-диагностическая деятельность | Организация и проведение диагностики качества обучения и обученности студентов техникума; Организация и проведение экспертизы проектных и исследовательских работ студентов, принимающих участие в конкурсах; Проведение диагностики с целью выявления затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе техникума. |
VIII | Редакционно-издательская деятельность | Подбор и подготовка материалов к изданию работы преподавателей; Подготовка к изданию сборников, методических рекомендаций, публикаций по проблемам опытно-экспериментальной работы; Корректура текста и редактирование продукта, планируемого к изданию; Создание базы данных по библиографическому учёту методических разработок преподавателей; Тиражирование материалов к мероприятиям (по плану методического кабинета). |
Направления работы методического кабинета:
- организация работы по разработке, пополнению, внесению необходимых корректировок в материалы учебно-методических комплексов по предметам и учебным специальностям;
- организация работы по единой методической теме техникума: «Модернизация комплексного методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей как условие подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста»
- работа над созданием системы менеджмента качества учебного заведения.
- оказание консультативной помощи педагогам в разработке образовательных программ и методических материалов;
- организация и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства, квалификации педагогов;
- организация работы по пропаганде, изучению и апробированию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных и воспитательных технологий;
- создание и пополнение банка нормативных и методических документов, обеспечивающих образовательный процесс;
- выявление, обобщение, распространение позитивного педагогического опыта;
- консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации;
- осуществление связи с учреждениями повышения квалификации;
- организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
- организация и проведение методических выставок, конкурсов, фестивалей;
- мониторинг учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин.
Виды методической работы:
Учебно-методическая: учебно-методическое обеспечение учебного процесса, совершенствование и повышение эффективности используемых методов и средств обучения, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации преподавателей, организация инструктивно-методических совещаний, оказание помощи молодым педагогам, проведение конкурсов открытых учебных занятий, молодых преподавателей «Признание», фестивалей педагогических идей.
Научно-методическая работа: изучение, анализ, освоение и внедрение передового педагогического опыта, инновационных технологий, исследование и разработка новых методов и средств обучения, внедрение новых педагогических технологий в повседневную образовательную практику колледжа, организация круглых столов, научно-практических конференций, педагогических семинаров и семинаров-практикумов, издание печатных работ для использования в учебном процессе, аттестация преподавателей, повышение квалификации за счет внешних резервов.
Формы методической работы:
Коллективные:
- Проблемно-стратегические педагогические советы.
- Педагогические семинары «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».
- Семинары-практикумы: «Коммуникативная компетентность преподавателя», «Технология проектирования учебного занятия».
Мастер-классы:
- «От традиционного урока к современным педагогическим технология. Возможности технологии модульного обучения».
- «Использование элементов проектно-исследовательской деятельности при подготовке специалистов строительного производства».
- «Конкурс компьютерных презентаций как средство формирования информационных компетенций студентов».
- «Из опыта организации проектно-исследовательской деятельности студентов в области естественнонаучных дисциплин».
Научно-практическая конференция «Проектно-исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности студента системы СПО»;
Методические совещания: «Планирование методической работы», «Задачи и порядок проведения аттестации педагогических работников», «Организация и проведение фестиваля педагогических идей»;
Фестиваль педагогических идей.
Групповые:
- заседания учебно – методических объединений;
- заседания творческих групп;
- методические советы;
- групповые консультации;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- открытые учебные занятия.
Индивидуальные:
- работа по самообразованию;
- наставничество;
- индивидуальные консультации;
- разработка методических материалов, УМК, КИМ, КОС.